Менеджмент организации
Методичка
Стоимость 800 рублей
Письма присылайте на Почтовый ящик
Образцы планов расчетно-графического задания
Тема 1 Сущность менеджмента и его значение в условиях рыночной экономики
Теоретическая часть
Понятия «управление» и «менеджмент», их соотношение. Исторические предпосылки менеджмента. Корпоративная природа менеджмента.
Современные подходы к управлению: ориентация на потребителя, предпринимательский подход, маркетинговая концепция управления и инновационный подход в управлении и т.д. Особенности управления предприятием в условиях централизованной плановой экономики.
Практическая часть
1 Характеристика организации (предприятия), (см. п. 2.3).
2 Выделите и укажите особенности и специфику управления Вашим предприятием (подразделением).
Литература: [ 2,3,7,8,10,13,15,21,27,28,33 ]
Тема 2 Классическая (административная) школа управления
Теоретическая часть
Исторические предпосылки возникновения. Основные положения классической школы управления. Система управления Ф. Тейлора. Хронометраж движений Ф. Гилберта. Бюрократическая система М. Вебера.
Схема управления организацией по Г. Форду. Принципы и функции управления А. Файоля. Применимость и значение концепций в практике современного управления.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 Выделите и укажите особенности и специфику управления Вашим предприятием (подразделением).
Литература: [4, 5, 6, 7, 9, 13, 14, 15, 18, 26, 27, 29, 39, 43, 48, 51, 53]
Тема 3 Школа человеческих отношений и поведенческие науки
Теоретическая часть
Исторические предпосылки возникновения. Предпосылки формирования управленческого подхода, ориентированного на человека. Исследования Э. Мэйо (Хоторнский эксперимент), теория М. Фоллетт, и др. Поведенческие концепции Д. МакГрегора и др. Вклад выдающихся представителей школ в науку управления, использование концепций в практике современного управления.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3). 2 Выделите и укажите особенности и специфику управления Вашим предприятием (подразделением).
Литература: [4, 5, 6, 7, 9, 14, 15, 18, 25, 26, 27, 29, 39, 43, 47, 48, 51]
Тема 4 Становление научного менеджмента в России
Теоретическая часть
Организационно-технические концепции управления А.А. Богданова, О.А. Ерманского, А.К. Гастева и др. Социальные концепции П.М. Керженцева, Н.А. Витке и др. Вклад советских ученых в развитие менеджмента как науки.
Применение основных положений в практике современного управления.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 Выделите и укажите особенности и специфику управления Вашим предприятием (подразделением).
Литература: [ 5, 14, 16, 26, 35, 39, 43 ]
Тема 5 Современные подходы в управлении
Теоретическая часть
Исторические предпосылки возникновения. Количественные теории управления. Процессный подход в управлении. Концепции системного и ситуационного подходов. Наиболее яркие представители школ и их клад в теорию менеджмента.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 Выделите и укажите особенности и специфику управления Вашим предприятием (подразделением).
Литература: [4, 6, 7, 9, 15, 18, 21, 25, 26, 27, 29, 39, 43, 45, 48, 51]
Тема 6 Системный подход в управлении
Теоретическая часть
Понятие «система», виды систем, их свойства. Элементарная система.
Основы системного подхода в управлении. Производство как система «ресурсы-продукция».
Практическая часть
1. Характеристика организации (см. п. 1.2).
2. Выделите и укажите особенности и специфику управления Вашим предприятием (подразделением).
Литература: [ 4, 6, 7, 18, 26, 27, 29, 43, 47, 48, 51]
Тема 7 Внутренняя среда организации
Теоретическая часть Понятие «организация как объединение людей», признаки организации.
Характеристика основных составляющих внутренней среды: цели и задачи, структура, технология, персонал. Взаимосвязь внутренних переменных.
Взаимосвязь внутренней и внешней среды организации.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 Выделите и укажите особенности и специфику управления Вашим предприятием (подразделением).
Литература: [4, 6, 7, 15, 27, 47, 48, 51]
Тема 8 Внешняя среда организации
Теоретическая часть
Исторические предпосылки необходимости учета факторов внешней
среды в управлении организацией и значение внешней среды. Понятие организации как закрытой и открытой системы. Среда прямого и косвенного воздействия. Характеристика внешней среды. SWOT-анализ как один из методов изучения внешней среды.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 На основе исследования факторов внешней среды провести ее SWOT-анализ.
Литература: [4, 7, 15, 18, 27, 29, 43, 45, 47, 48, 51]
Тема 9 Принципы управления
Теоретическая часть
Понятие «принцип управления». Кибернетические (общие) принципы управления: принцип обратной связи, закон необходимого разнообразия, принцип преобразования информации, принцип внешнего дополнения, оптимальный подход в управлении. Принципы управления социально-экономическими системами: принцип оптимальности, целенаправленности, централизации и децентрализации и т.д.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 Выделите и укажите особенности и специфику управления Вашим предприятием (подразделением).
Литература: [9, 15, 29, 43, 48, 51]
Тема 10 Оптимальный подход в управлении
Теоретическая часть
Содержание оптимального подхода. Роль оптимального подхода в управлении организацией, необходимость его применения. Многовариантность развития системы. Критерии оптимальности. Методы поиска оптимальных решений.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 Выделите и укажите особенности и специфику управления Вашим предприятием (подразделением).
Литература: [11, 12, 27, 48, 51]
Тема 11 Целеполагание в управлении
Теоретическая часть
Понятие «цель». Миссия как основа для выработки целей организации, ее значение, примеры миссий. Виды целей, свойства целей, требования к целям. «Дерево целей» как основной метод формирования целей организации.
Преимущества метода управления по целям.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 Построить дерево целей на основе сформулированной миссии предприятия (не менее двух уровней). Описать свойства целей на Вашем предприятии.
Литература: [1, 5, 6, 7, 9, 25, 26, 27, 29, 43, 45, 47, 48, 51]
Тема 12 Функции менеджмента
Теоретическая часть
Функции менеджмента: понятие, исторические предпосылки их появления. Понятие «общие функции управления», различные подходы к их выделению. Специфические функции управления: понятие, состав.
Взаимосвязь общих и специфических функций управления.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 Приведите перечень и содержание общих и специфических функций управления вашей организации. На примере одной из специфических функций покажите взаимосвязь ее с общими функциями управления.
Литература: [4, 6, 7, 9, 15, 26, 27, 29, 45, 48, 50]
Тема 13 Перспективный подход в управлении
Теоретическая часть
Перспективный подход в управлении, его сущность, необходимость и объективность. Долгосрочное планирование и стратегическое планирование: схемы, процедуры, различия. Стратегия, основные типы стратегий, процесс формирования стратегии.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3). Определите, какую стратегию реализует Ваша организация, опишите процесс ее формирования.
Литература: [6, 7, 9, 25, 26, 27, 29, 48, 51]
Тема 14 Планирование как функция управления
Теоретическая часть
Сущность и принципы планирования. Этапы и методы планирования.
Значение блока реализации плана, его основные элементы. Системный подход в планировании. Типы планов. Зарубежный опыт корпоративного планирования.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 Выделите и укажите особенности и специфику управления Вашим предприятием (подразделением).
Литература: [5, 6, 7, 9, 15, 25, 27, 29, 41, 47, 48, 51]
Тема 15 Программно-целевой подход в управлении
Теоретическая часть
Программно-целевой подход в управлении, его сущность и необходимость. Понятие «программа», ее основные элементы, виды программ.
Порядок разработки программ.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 Выделите и укажите особенности и специфику управления Вашим предприятием (подразделением).
Литература: [6, 31, 48, 51]
Тема 16 Контроль в системе управления
Теоретическая часть
Сущность и задачи контроля в системе управления. Контроль как обратная связь в управлении. Области применения контроля. Виды контроля.
Процесс контроля и проблемы его осуществления. Эффективность контроля, требования к эффективному контролю.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 Опишите систему контроля в Вашей организации и процесс контроля на примере одного из направлений деятельности Вашей организации. Оцените эффективность контроля и сформулируйте предложения по его совершенствованию.
Литература: [6, 9, 15, 27, 29, 41, 43, 47, 48, 51]
Тема 17 Организационные структуры управления
Теоретическая часть
Понятие «организационная структура управления» и ее элементы.
Характеристика механистических и органических структур управления, их отличия. Основные виды организационных структур (линейная, функциональная, штабная, дивизиональные, проектная, матричная и др.), их отличительные особенности, преимущества и недостатки.
Виды структур необходимо представить в виде схем.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 Проанализируйте организационную структуру на Вашем предприятии: укажите ее тип, выделите уровни управления (высший, средний, низовой), опишите особенности каждого уровня, установите связь существующей структуры с требованиями по нормативам управляемости. Укажите недостатки существующей организационной структуры управления и предложите направления ее совершенствования.
Литература: [6, 7, 9, 15, 26, 27, 29, 34, 43, 44, 47, 48, 51]
Тема 18 Проблемы централизации и децентрализации при построении структур управления
Теоретическая часть
Понятия «централизация» и «децентрализация». Преимущества и недостатки централизованного и децентрализованного управления. Степень централизации и децентрализации. Показатели, используемые для оценки степени централизации (децентрализации). Факторы, определяющие степень централизации и децентрализации.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 Проанализируйте организационную структуру на Вашем предприятии.
Выделите уровни управления. Оцените степень централизации (децентрализации) в управлении предприятием. Опишите факторы, определяющие степень централизации и децентрализации на вашем предприятии (организации). Предложите свой вариант распределения полномочий в управлении предприятием.
Литература: [6, 7, 9, 14, 26, 27, 48]
Тема 19 Информационная природа управления
Теоретическая часть
Понятие «информация», информация как ресурс и продукт системы управления. Управление как процесс преобразования информации. Этапы получения управленческой информации. Классификация информации.
Требования к информации, используемой в управлении. Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 В соответствии с приведенной классификацией укажите виды информации, используемой на Вашем предприятии. Опишите процесс прохождения информации на одном из примеров. Укажите проблемы, существующие при передаче и переработке информации и предложите меры по совершенствованию информационного процесса.
Литература: [6, 9, 19, 27, 29, 43, 45, 47, 48]
Тема 20 Коммуникационный процесс в организации
Теоретическая часть
Сущность коммуникационного процесса. Элементы и этапы коммуникационного процесса, виды коммуникаций в организации. Формы и стили коммуникативных процессов. Эффективность коммуникационных процессов. Проблемы, возникающие в процессе коммуникации и пути их решения.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 Выделите и укажите особенности и специфику управления Вашим предприятием (подразделением).
Литература: [1, 4, 6, 7, 9, 28, 48]
Тема 21 Управленческие решения
Теоретическая часть
Понятие «управленческое решение», роль решения в управлении.
Решение как элемент обратной связи. Типы проблем и методы подготовки решений. Классификация управленческих решений. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Основные этапы в подготовке и принятии управленческого решения. Методы выработки управленческих решений.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 Приведите примеры проблем различных типов в управлении Вашей организацией. На примере неструктурированной проблемы рассмотрите основные этапы подготовки и принятия управленческого решения и укажите используемые методы выработки решений.
Литература: [6, 7, 9, 12, 15, 26, 27, 29, 43, 48, 51]
Тема 22 Методы управления
Теоретическая часть
Понятие «метод управления». Основные методы управления: организационно-административные, экономические, социально-психологические. Их общая характеристика, место в системе управления, характер воздействия.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 Выделите и укажите особенности и специфику управления Вашим предприятием (подразделением).
Литература: [6, 15, 20, 43, 48, 51]
Тема 23 Содержательные теории мотивации
Теоретическая часть
Понятие “мотивация”. Мотивация деятельности и ее значение в системе менеджмента. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей А. Маслоу, двухфакторная теория Ф. Герцберга, Д. МакКлелланда и др.
Применимость теорий в практике управления организацией.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 Опишите систему мотивации в Вашей организации. Какие из содержательных теорий мотивации (или элементы теорий) используются в практике управления. Укажите преимущества и недостатки существующей системы мотивации, направления ее совершенствования.
Литература: [1, 5, 6, 7, 15, 18, 27, 29, 42, 48, 50]
Тема 24 Процессуальные теории мотивации
Теоретическая часть
Понятие “мотивация”. Мотивация деятельности и ее значение в системе менеджмента. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В. Врума, теория справедливости С. Адамса, модель Портера-Лоулера и др.
Применимость теорий в практике управления организацией.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 Опишите систему мотивации в Вашей организации. Какие из процессуальных теорий мотивации (или элементы теорий) используются в практике управления. Укажите преимущества и недостатки существующей системы мотивации, направления ее совершенствования.
Литература: [1, 5, 6, 7, 15, 18, 27, 29, 42, 48, 50]
Тема 25 Теории управления человеком
Теоретическая часть
Обзор теорий управления человеком. Теории «Х» и «Y». Американский и японский подходы к управлению на примере теорий «А» и «Z». Связь теорий управления человеком со стилями управления. Анархический стиль управления как попытка совершенствования теории «Х» и «Y». Вклад теорий в развитие менеджмента.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 Проанализируйте стиль управления руководителя Вашей организации (или одного из подразделений). Какой из теорий он больше соответствует и почему? Сформулируйте преимущества и недостатки существующего подхода к управлению человеком.
Литература: [5, 6, 7, 18, 27, 29, 30, 32, 48, 50, 51]
Тема 26 Стили руководства
Теоретическая часть
Понятие «стиль руководства». Одномерные стили управления: авторитарный, демократический, либерально-попустительский стили управления, их сущность, разновидности. Многомерные стили управления: управленческая решетка Мутона-Блейка и др.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 Выделите и укажите особенности и специфику управления Вашим предприятием (подразделением).
Литература: [1, 5, 6, 7, 15, 27, 42, 43, 48]
Тема 27 Управление конфликтами
Теоретическая часть
Сущность конфликтов в коллективе, причины возникновения конфликтных ситуаций. Типы конфликтов, последствия конфликтов для организации. Методы управления конфликтной ситуацией.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3)
2 Выделите и укажите особенности и специфику управления Вашим предприятием (подразделением).
Литература: [5, 6, 7, 15, 27, 29, 43, 51]
Тема 28 Групповая динамика
Теоретическая часть
Понятие группы, формальные группы, неформальные группы. Стадии формирования группы. Факторы, определяющие эффективную работу группы.
Оптимальное распределение ролей в группе. Причины появления неформальных групп. Управление формальными и неформальными группами.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 Выделите и укажите особенности и специфику управления Вашим предприятием (подразделением).
Литература: [ 4, 7, 15, 27, 29, 43]
Тема 29 Руководство: власть и личное влияние
Теоретическая часть
Понятие власти. Цель власти. Средства власти. Взаимосвязь понятий «власть», «влияние», «руководство». Формы власти. Баланс власти в управлении: влияние руководителя на подчиненных, влияние подчиненных на руководителя. Руководитель и лидер.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 Выделите и укажите особенности и специфику управления Вашим предприятием (подразделением).
Литература: [4, 5, 17, 27, 29, 33]
Тема 30 Управленческий труд
Теоретическая часть
Управленческий труд: его характеристика и особенности.
Управленческий персонал: состав, характеристика. Виды разделения труда менеджеров. Требования к менеджерам. Менеджер и предприниматель управленческого труда. Уровни управления.
Практическая часть
1 Характеристика организации (см. п. 2.3).
2 Выделите и укажите особенности и специфику управления Вашим предприятием (подразделением).
Литература: [9, 29, 36, 46, 52, 54]